Вместо вступления

Самоуправление – один из режимов протекания совместной деятельности людей, наряду с руководством и управлением. В режиме самоуправления взаимодействует коллектив людей, совместно определяющих цель, объект, предмет своей деятельности, договаривающихся о способах и средствах реализации поставленных целей. Кроме того, самоуправление – важнейшее средство социализации детей, на его основе формируется чувство сопричастности к событиям, происходящим вокруг, и ответственности за эти события. В процессе совместной деятельности детей и взрослых возникают особого рода отношения, которые придают этому взаимодействию характер сотрудничества.


Шаг за шагом к самоуправлению

 

Вы пришли к выводу, что самоуправление Вам необходимо. С чего же начать?

Для начала осознать, что само по себе самоуправление школой триедино, то есть не мыслимо без участия трех сторон: педагогического  коллектива, учеников, родителей. Формирование педагогического коллектива – одна из основных задач директора. Работа с родителями в основном осуществляется классными руководителями и директором. А вот организовать деятельность учащихся в этой области  – задача заместителя директора по воспитательной работе и вожатого, которым, прежде всего, и адресована данная брошюра.

Итак, как организовать ученический совет.

 

Первый шаг: вовлечение детей.

Задача этого этапа формирования школьного ученического самоуправления – мотивация детей к проявлению активной жизненной позиции, к участию в управлении школой. Ваши действия будут максимально успешны, если применять различные формы вовлечения учащихся.

  1. Объявления. По школе размещаются объявления с приглашением на собрание всех, кому не безразлична судьба школы. Большая часть людей лучше воспринимает зрительную информацию.
  2. Вы создаете текст выступления, с которым отправляетесь в старшие классы, приглашая ребят на общее собрание. Для подростков, какую бы самостоятельность они не проявляли, важна личность, вокруг которой создается объединение.
  3. Предлагается  один из классных часов посвятить проблеме участия учеников, после чего активисты направляются на общешкольное собрание. В дальнейшем именно классные руководители перенесут общешкольную модель на уровень класса, что обеспечит вовлечение максимального количества учащихся.

Собрание не должно быть обязательным для всех, это значительно снижает активность детей, их мотивированность, желание раскрыть творческий потенциал.

Основой школьного совета должны, прежде всего, стать дети подросткового возраста (8 – 9 класс), так как у них уже формируется личностная гражданская позиция, они с наибольшей вероятностью проведут в школе еще несколько лет. Кроме того, дети этого возраста  входят в противоречие с окружающим миром и активно ищут способы преобразования жизни. Не всегда эти способы носят адекватный характер, всем известно, какими бывают  встречи ребят этого возраста вне школы, и чем сопровождаются. Часто подростки не находят возможности положительного выхода своих притязаний на общественные изменения, и никто не предлагает им  никакой альтернативы асоциальным действиям. Следовательно, грамотно построенная работа совета решает еще и серьезную воспитательную проблему, более того самым продуктивным путем – путем переживания личного социального опыта.

 

Второй шаг: первое общее собрание «Хотим перемен, или проблемы волнующие учеников».

На первом собрании самое важное представить учащимся возможность оказывать реальное влияние на жизнь в школе и включить ребят в дискуссию, что, на их взгляд, требует в школе перемен. Как показывает опыт работы, такая вводная беседа за круглым столом весьма продуктивна. Сначала, как правило, возникают вопросы  организации досуга, но затем ребята затрагивают ряд серьезных проблем, часть которых может быть полностью скрыта от взрослых.  Так например, на одном из таких собраний ученики подняли вопрос подготовки к ЕГЭ и внесли очень интересное предложение.

 

Третий шаг: Выбор структуры совета.

После того, как учащиеся приходят к тому, что в их школе есть проблемы, разрешимые их силами, можно говорить о том, как их разрешить. Для этого выбирается структура школьного ученического совета и метод ее создания. Реально существующие модели ученических советов представлены в этой брошюре. Одну из них или несколько вы можете предложить на суд учащимся или разработать свою на безе предложенных. Структура выбрана, как же ее воссоздать. Есть три пути. Первый, наиболее простой, -  членов совета выдвигают взрослые. Второй – инициатива полностью в руках  детей. И третий, наиболее демократичный, вся школа вовлечена в выборы членов совета.

Есть интересный опыт работы в одной из школ ЦАО: выборы явились максимально достоверной моделью выборов руководства страны. Избранию предшествовали сбор подписей, агитация; для выборов была разработана бюллетень; и конечно выбирали всей школой (учащиеся, родительский комитет и педагогический коллектив). Для учеников, на наш взгляд, это интереснейший социальный опыт, и, что подтверждено практически, более ответственное отношение к «занимаемому посту». Учителя же получают возможность увидеть знакомых им ребят с неожиданной стороны.

Опыт этой школы дал начало идее создания в ряде школ округа школьных дум, через социальную игру.

 

Четвертый шаг: Организация работы совета.

Избранные члены совета распределяют свои обязанности. Создается несколько секторов, каждый из которых занимается определенной проблемой (учебной, организационной, спортивной и т. п., в зависимости от потребностей и специфики школы). Каждый из секторов имеет своего руководителя (из среды учеников), который представляет работу своего подразделения на общем заседании. Выбранная структура моделируется под особенности и традиции образовательного учреждения.

 

Пятый шаг: положение о совете.

Первое, что должно быть принято на заседании совета, положение  о его деятельности (или устав) с указанием целей, задач, направлений и планов работы. Каждый сектор обсуждает это автономно, а на заседании создается общий документ.

Наличие положения  дисциплинирует ребят, организует их деятельность, показывает педагогическому коллективу серьезность их намерений.

Не интересна игра в совет, ученики очень быстро почувствуют фальшь. Зато доверие со стороны педагогов учащиеся оценят высоко. Пригласите руководителя совета со стороны учеников на педагогический совет, предоставьте ребятам самим исполнить принятое решение, возникающие проблемы разрешайте вместе, и вы увидите коллектив единомышленников работающих на благо школы.

Устав или положение, разработанное детьми, должно быть обязательно утвержден  директором, формирование совета закреплено в приказе по образовательному учреждению.

 

Шестой шаг: оценка деятельности.

Оценка деятельности совета на каждом этапе элемент необходимый.  Грамотно выстроенная и мотивированная оценка становится отправной точкой следующего этапа без потери энтузиазма учащихся. Какие бы проблемы ни возникали, существует простейшая схема анализа, которая не позволяет опускать руки. «+», «-», «+» – сначала обсуждаем положительные стороны работы (они есть всегда!), затем отрицательные, затем снова положительные.

Важно на каждом заседании вести протокол, чтобы всегда иметь письменный документ о принятых решениях и реально осуществленных делах.

 

 

Седьмой шаг: взгляд со стороны.

Сторонние наблюдатели оценивают работу ученического совета по реальным делам. Поэтому, мало красиво и правильно говорить, совершать некие действия, необходимо уметь представить свою работу (стенд, газета, радиопередача, сайт и т.п.). Умение всесторонне показать реально достигнутое, может послужить достойным ответом на протест в отношении сообразности работы совета.

 

Первые шаги сделаны. Теперь вернемся к самому началу, к термину самоуправление. На наш взгляд более правильно говорить о «соуправлении» – совместном управлении школой педагогическим коллективом, учащимися и родителями. Ведь только при этом условии после робких первых шагов ученический совет может пойти твердым шагом. Стать для педагогов не обузой, а союзником в осуществлении всех школьных дел.

Методист по работе с вожатыми ОМЦ ЦОУО, Е.Н. Матюхина.
Модель работы  старшего вожатого  с ученическим самоуправлением в условиях модернизации системы образования.

В условиях модернизации образования перед современным образовательным учреждением стоят задачи улучшения качества образования, создание и позиционирование позитивного имиджа образовательного учреждения, удержание контингента учащихся.

Все эти задачи могут быть успешно решены старшим вожатым как куратором ученического самоуправления через выстраивание двухуровневой системы взаимодействия.

1 уровень внутришкольный.

На сегодняшний день существует большое многообразие моделей ученического самоуправления, каждая из которых уникальна.

Такое положение вполне оправдано. Ведь каждая структура  решает задачи управления уникального образовательного учреждения со своим контингентом, своими традициями, своей программой развития.

В самом общем вмде существующие структуры самоуправления можно свести к трем наиболее популярным моделям:

  1. «Монархическая»

 

 

Работу ученического самоуправления координирует один ученик выбранный ученическим сообществом.  Каждое направление деятельности курирует также один из учащихся. Общее собрание руководителей секторов может присутствовать или отсутствовать.

  1. «Парламентская»

 

Работу ученического самоуправления координирует совет руководителей разных направлений.

  1. «Шефская» или «Старостат»

 

У этой модели нет разделения на сектора, работа строится непосредственно в классах. Если функцию руководителей выполняют старосты – это старостат. Данная модель эффективна на начальной стадии развития ученического самоуправления.

Если функцию руководителей классов выполняют старшеклассники, закрепленные за младшими классами – такая модель называется «Шефской», она эффективна для решения проблемы объединения классов школы.

Максимально эффективной сегодня признана двухуровневая модель ученического самоуправления с выходом в Управляющий совет школы.

 

При этом модель самоуправления класса, частично или полностью повторяет модель ученического самоуправления школы.

Направления деятельности секторов определяется индивидуально под управляющую команду (состав активистов образовательного учреждения), традиции и программу развития образовательного учреждения

При этом важно учесть, что в структура ученического самоуправления не реже чем раз в 3 года должна модернизироваться (пересматриваться функционал секторов, добавление, слияние, разделение секторов) сообразно потребностям развития образовательного учреждения.

 

2 уровень внешкольный

Старший вожатый

Последовательно рассмотрим взаимодействие на каждом уровне.

Взаимодействие с вузами, в которые поступили выпускники ОУ, способствует формированию портрета выпускника. Такая форма взаимодействия, как профориентационные встречи студентов вузов и учащихся, помогает учащимся более качественно и психологически комфортно подготовится к поступлению.

Встречи со студентами колледжей, создание совместных проектов с ними способствуют формированию навыков практического применения знаний, являются формой системной работы по профориентации учащихся.

Взаимодействие с детским садом позволяет подготовить контингент для своего ОУ, сформировать у старших обучающихся ответственность и внимательное отношение к ученикам начальной школы, дает возможность почувствовать себя хранителем традиций своего образовательного учреждения.

Системная работа в триаде детский сад – школа – колледж, вуз создает разновозрастную сферу общения, что способствует социализации и социальной интеграции  личности каждого учащегося.

Работа УС с учреждениями культуры и науки  дает широкий спектр возможностей для ценностного формирования личности, активизации познавательной деятельности, а также для создания и реализации творческих и исследовательских  проектов учащихся, совместных проектов учащихся и педагогов, учащихся и родителей.

Сотрудничество с домами ветеранов, детскими домами и другими социальными учреждениями  – деятельностное воспитание отношения к старшим, к истории  страны, к людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, формирование навыков эффективной коммуникации.

Взаимодействие УС  органа управления образовательным  учреждением с общественно государственными структурами позволяет вывести самоуправление на новый уровень, получить поддержку инициатив школьников.

Таким образом, для каждого ученика  вожатый через ученическое самоуправление создает социально-полезные связи, спектр возможностей за пределами образовательного учреждения и внутри него.

Систему взаимодействия УС с конкретными примерами по каждому направлению вожатый представляет на сайте образовательного учреждения, в школьных СМИ.